Что дети могут переживать травму так же, как взрослые.
Что реакция детей сходна с реакцией взрослых, переживших травму.
Что реакции посттравматического стресса иные и более многообразные, чем
реакции горя.
Что дети не обязательно должны быть жертвами или свидетелями, чтобы
получить травму: достаточно, что они имеют отношение к кому-то (другу,
родственнику, ровеснику), пережившему травму.
Что насилие – это не единственный тип события, которое может
травмировать детей: их могут травмировать дорожные аварии, пожары,
серьезные хирурические процедуры, смертельная болезнь близкого человека,
трагедия на воде, обнаружение тела, развод, разлука с родителями,
авиакатастрофы, , наводнения, ураганы и т.д.
Что трагическое событие в семье (например, убийство одного из членов
семьи) может травмировать всю семью.
Что каждый член семьи реагирует на травму по-своему.
Что сходные реакции у одних будут выражены сильнее, а у других –
слабее.
Что чем дольше дети, пережившие травму, живут без специальной помощи,
тем с большей вероятностью пост-травматический синдром может приобрести
хронический и чрезвычайно болезненный характер.
Что травматическую реакцию нельзя предотвратить, но можно свести к
минимуму ее негативные последствия для учебной деятельности ребенка, его
поведения, личности и эмоционального развития, если как можно скорее
обратиться за помощью.
Что дети, когда им предоставляется такая возможность, могут и хотят
обратиться к деталям травмирующего события.
Что дети, пережившие травму, должны находиться под наблюдением в
течение нескольких лет, поскольку травматические реакции могут
возвращаться и спустя многие годы..
Специальное вмешательство специалиста по травме может помочь ребенку
испытать облегчение, освобождение от того ужаса, который они испытывают,
а также сохранить чувство контроля над «монстрами», которых пробуждает
пережитое.
Что дети, родители которых обратились за помощью к специалисту по
травме, будут вечно благодарны родителям за то, что те с пониманием
отнеслись к их потребности поговорить с кем-то, кто понимает, какой ужас
они испытывают.
Что не каждый психиатр, психолог, социальный работник, школьный советник
или врач знает, что такое травма и как лучше помочь в этой ситуации.
Что существуют вопросы, которые следует задать, чтобы выяснить,
насколько школьный советник, социальный работник и т.п. может быть
полезен ребенку.
Что существуют совершенно особые способы реагирования на особые реакции
ребенка.
Что ребенок, переживший травму, остро нуждается в их терпении, защите,
безопасности и базовом доверии.
Что им самим тоже нужна поддержка.
|